. Как Украине перестать лидировать по смертности в ДТП? | Набат-время знать больше

Как Украине перестать лидировать по смертности в ДТП?

Громкие ДТП привлекают внимание украинцев к вопросу безопасности на дорогах. Но сколько бы их не случалось, Украина все равно остается европейским лидером по смертности в ДТП. Как с этим бороться?

Почти везде, где я была за границей, люди относятся к правилам дорожного движения, как к само собой разумеющимся нормам. Немцы не понимают, зачем на дороге с ограничением 90 км/час ехать 140 км/час. А итальянцы не видят смысла обгонять длинномер, пересекая сплошную линию. Также никто не стартует на предупреждающий сигнал светофора и не проскакивает «чуть-чуть» на красный.

Однажды меня удивило лаконичное объяснение однокурсника-итальянца: «Так по правилам нельзя». И ни слова о глубинных смыслах, вроде ответственности за жизни близких или других участником дорожного движения.

Но в этой фразе заложена самая существенная из всех возможных реформ безопасности дорожного движения. И она произойдет в тот момент, когда большинство водителей осознают наличие ПДД не только в формате «сдал и забыл», но как единственно возможного гайдлайна поведения на дороге.

С другой стороны, только самый наивный человек будет верить в возможность всеобщего соблюдения ПДД одновременно всеми автомобилистами. Есть понятие культуры поведения на дороге. Оно  означает весь тот набор устоявшихся моделей поведения, присущих водителям. А раз они устоялись, то и эффективное решение может быть только системным.

Читайте также: Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД заработают нескоро

Во-первых, молодых людей нужно учить правильной культуре поведения на дороге, начиная с детского садика или школы. Рассказывая, к чему может привести идея прокатиться с ветерком по городу. Объясняя важность использования детских автомобильных кресел, и говоря об обязанностях пешехода.

Именно такие семинары для школьников должны проводить подрядчики, выполняющие содержание дорог в рамках контрактов, которые финансируются международными финансовыми организациями. О чем они отчитываются на ежемесячной основе, показывая фотографии и видеозаписи, сделанные во время лекций. Именно образовательные меры, проводимые не только школами и учебными заведениями, но и подрядчиками, полицией и другими органами могут серьезно повлиять на формирование будущего поколения ответственных водителей.

Конечно, нельзя забывать и о тех, кто уже сегодня ездит за рулем. Часто собственным примером показывая детям «неважность» использования ремней безопасности, соблюдения скоростного режима и других «бюрократических придумок».

Именно для таких водителей никто никогда не отменял внешней отрицательной мотивации в виде высоких штрафов за нарушение ПДД. При этом ключевое слово – именно «высоких». Например, трудно представить, чтобы водитель Лексуса за 120 тысяч долларов слишком огорчился штрафу в 2-3 тысяч гривен за превышение скорости, когда он ехал по вечернему городу 140 км/час. Вполне вероятно, что он не будет даже «решать», а добавит эту сумму к недельным тратам на бензин и мойку.

С другой стороны, есть подход динамичных штрафов, который действует, например, на Кипре. Там размер финансовой санкции напрямую зависит от того, на сколько километров в час была превышена скорость.

В украинских реалиях это может быть +5 км/час бесплатно, ведь показатели спидометра автомобиля способны в какой-то момент давать неточную информацию. Дальше штрафовать на квадрат превышения скорости с коэффициентом 20. В этом случае, превышение на 6 км/час обойдется водителю уже в 720 гривен. Тогда как идея проехать по ночному городу 140 км/час, при лимите 50 км/час, будет стоить уже невероятные 162 тысячи гривен.

В качестве естественной защиты от коррупционного риска, полицейскому, который словил нарушителя, можно давать процент от суммы оплаченного штрафа. Прибавка к месячной заработной плате заставит правоохранителей смотреть в оба.

Единственный, кто пострадает от этой идеи – государственный бюджет. Нарушать станет настолько не выгодно, что, в итоге, штрафов может и вовсе не быть.

Читайте также: 10 комментариев от водителей, которым не страшны пробки

Сюда же необходимо добавить реальные сроки тем, кто совершает убийства, сбивая людей на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта. К сожалению, сегодня на дорогах можно сплошь и рядом встретить «кастовый» принцип. Когда богатые чиновники, бизнесмены, депутаты и их дети каждый день попадают в ДТП, дальше решая вопрос таким образом, чтобы вместо них на скамье подсудимых оказался водитель, или виноватым стал пешеход, двигающийся по переходу. И даже недавняя ситуация в Харькове, несмотря на весь свой резонанс и публичные слушания, вызывает немало вопросов. Не повернут ли ее спустя полгода-год так, чтобы реальный виновник и дальше продолжил ездить по дорогим курортам, а в городе передвигался исключительно в формате гонок. Конечно, все это  касается существующих законов и тех механизмов, благодаря которым происходит их исполнение. И если мы строим европейское правовое общество, отвечать за свои собственные поступки должны абсолютно все – независимо от должности, размера кошелька или родительского авторитета.

Для начала, пора убрать из статей Уголовного Кодекса «вилки», из-за которых виновный может получить от 3 лет «условно» до 10 лет лишения свободы за убийство нескольких человек по собственному идиотизму. В статье, в рамках которой ведется уголовное производство, должна быть четкая санкция. Например, за убийство 5 человек вследствие превышения скорости полагается 20 лет тюрьмы – и точка. Тогда задачей прокурора будет лишь доказать факт убийства и превышения скорости, а любые манипуляции станут невозможным.

Третий компонент касается уже непосредственно инфраструктуры. На дороге должно лежать полотно соответствующего качества, чтобы водитель не был вынужден выезжать на встречку для объезда ям на своей полосе. Также очень важно присутствие и читаемость всех знаков и разметки.

Данный вопрос решается, например, контрактами на восстановление и содержание дорог OPRC, когда идеальное состояние полотна, разметки и других компонентов дороги является экономическим интересом подрядчика. В этом случае, вдоль трассы не сможет вырасти дерево и полностью перекрыть видимость знака скоростного ограничения. Также недопустимым будет отсутствие разметки и, как следствие, езда автомобилистов между встречными полосами.  

Сложные проблемы не могут решаться однозначно. Они требуют комплексного подхода. Например, в вопросе обеспечения безопасности движения, базисным компонентом выступает обучение молодежи – что мы сегодня реализуем в рамках обязанностей подрядчиков по контрактам на обслуживание дорог. Для уже существующих водителей реальным ограничением может стать прогрессивная шкала штрафов за нарушение ПДД и введение реальной ответственности за убийства на дорогах. И, конечно, для соблюдения правил дорожного движения необходимо иметь дороги с качественным полотном, видимой логичной разметкой и знаками.

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Набат-время знать больше © 2018 ·   Войти   · Наверх