. Деградировать нельзя меняться: два пути украинского образования | Набат-время знать больше

Деградировать нельзя меняться: два пути украинского образования

Если в 90-е годы высшее образование было слепком индустриальной экономики времен СССР и лишь частично выполняло функцию социализации (большая часть этого сложного процесса происходила с помощью государственной политики трудоустройства людей с полным и неполным средним образованием), то уже в наше время высшее образование полностью утратило свою связь с реальным сектором экономики по причине постепенной деградации оного.

По сути, у нашего высшего образования осталось тогда лишь два пути: деградировать вместе с экономикой, сокращая никому не нужные профессии «летчиков и космонавтов», либо найти новую нишу применения своего потенциала. И она была найдена в виде социализации молодого поколения украинцев.

Ведь как показывает практика, если человек мигрирует в поисках работы за границу, окончив вуз в Украине, он еще имеет все шансы вернуться на родину, если ситуация начнет меняться к лучшему.

Читайте также: Як нам створити школу довіри та співпраці

Но в случае получения высшего образования за рубежом украинец на 99% социализируется в Польше, Чехии, Германии и, в отличие от индуса, уже никогда не вернется домой. Или почти никогда.

Примеры стипендиатов Оксфорда или Гарварда, которые как чертики из табакерки выскакивают периодически на топовых должностях в нашей стране, явно не в счет по причине специфичности этих индивидуальных «кейсов».

Таким образом, делая государственный заказ на обучение молодых украинцев в отечественных вузах, государство фактически покупает на 4-5 лет их домашнюю социализацию.

И если из двух бюджетников один останется в Украине, это все же лучше, чем один, решивший вернуться домой, из десяти студентов, уехавших учиться за рубеж.

Тем более что уже на 2-3 курсе студенты начинают свою трудовую деятельность и являются активным сегментом трудовых ресурсов. Как показывает простой расчет, даже на зарплате чуть выше минимальной выпускник вуза принесет в государственный бюджет и пенсионный фонд примерно 18 тыс. грн в год, то есть по расценкам на коммерческое образование он окупит для государства затраты на свое обучение за 4-5 лет.

Осуществляя государственный заказ, страна не только социализирует свою молодежь, но и делает беспроигрышную инвестицию в ближайшие 5-10 лет.

Тем более учитывая достаточно скромный затратный механизм отечественных вузов. И пусть сотни тысяч экономистов и юристов затем работают водителями и торговыми консультантами, но они трудятся в Украине и здесь платят налоги.

Сокращая государственный заказ, правительство рубит сук, на котором сидит вместе со всей страной, ведь таким образом оно толкает украинцев не только на трудовую, но и на образовательную миграцию (если самому платить за обучение, то лучше это делать в Центральной Европе, где уже готовы встречать наших студентов не только на время учебы, но и с прицелом на будущее).

А наши «реформаторы» при этом так похожи на жадных «отцов славного города Гамельна», которые тоже решили сэкономить «деньжат» и жестоко поплатились за это, ведь гамельнский крысолов под звуки своей дудочки увел из города всех детей. Как в поэзии вагантов:

Читайте также: Міносвіти розписало держзамовлення для вишів

И в тот же миг на звуки эти
Из всех домов сбежались дети.
И незнакомец всей гурьбой
Увел их в Везер за собой.
Никто не помнит их отныне,
Навек исчезнувших в пучине.
Река бежит, вода течет.
Какой ценой оплачен счет!..
Всем эту быль запомнить надо,
Чтоб уберечь детей от яда.
Людская жадность- вот он яд,
Сгубивший гамельнских ребят.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Источник

На ту же тему
Виджеты

Это место для ваших персональных виджетов. Ставьте из админки - рубрики, архивы, метки, календарь, свежие комментарии, произвольное меню и др.

Свежие записи
Набат-время знать больше © 2018 ·   Войти   · Наверх