Cертификат соответствия Таможенного союза (Документ ТС) — документ, который подтверждает соответствие продукции требованиям, установленным в Технических регламентах Таможенного союза , обязательный для ввоза, реализации и использования продукции на территории стран-участниц ТС (Казахстана, России, Белоруссии, Армении и Киргизии) без добавочной сертификации продукции в рамках законодательства .
Например, в Казахстане, стране, являющейся участником ЕАЭС, система сертификации почти что не отличается от той, что принята в России: выполняют ее по прежнему аккредитованные органы, предусматривается как обязательная, так и добровольная сертификация, работают государственные технические регламенты ГОСТ, да и сам процесс сертификации практически аналогичен — отбор проб, проверки образцов продукции, анализ результатов и регистрация сертификата в органах контроля. Подобная ситуация встречается и в прочих государствах Таможенного союза — Армении, Беларуси и Киргизии.
На данное время, Услуги сертификации в Казахстане существует два вида сертификации:
- Обязательная сертификация;
- Добровольная сертификация.
Обязательной сертификации подлежат услуги и товары, которые указаны в перечне Постановления Правительства Республики Казахстан № 367 "Об обязательном подтверждении соответствия продукции в Республике Казахстан" 20 апреля 2005 года.
При этом есть 2 формы доказательства обязательного соответствия в Казахстане:
- декларативная форма, когда производитель или исполнитель принимает сам Декларацию про соответствие, а потом её доказывает подобающим образом;
- форма сертификата, когда проходит, обязательна процедура сертификации.
Также предполагается выдача сертификатов ГОСТ К двух вариантов:
- на серию товара или выпущенный за конкретные период объем товара;
- на договор или определенную партию товара.
Сертификация ГОСТ К как правило проходит по десяти схемам, все зависит от вида товара и условий его изготовления. Довольно часто применяются 10, 9, 7 и 3 схемы.
Сроки оформления сертификата ГОСТ К от 14 дней
Работы по сертификации оплачиваются предприятием — заявителем по тарифам органа по доказательству соответствия (дальше ОПС). Заявка на сертификацию подается в любой ОПС, в область аккредитации которого входит заявляемая продукция или услуга. Работы по сертификации (и признанию) начинаются после подачи заявителем заявки на сертификацию, оформляемой на бланке, который предоставляется в ОПС, и проведения оплаты согласно заключенного договора и выписанного счёта.
Период действия сертификата о происхождении товара формы «CT-KZ» составляет 12 или 36 месяцев со дня выдачи в зависимости от периода действия акта экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения.